Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Прикосновение

Кадченко Вера Александровна – педагог-организатор МБОУ Пешковской СОШ Азовского района, руководитель школьного музея «К  истокам»,  

член Союза краеведов России

- Ой, можно потрогать? Дайте подержать!

- Можно, отчего нельзя, - и я бережно беру «лимонку» и передаю её в руки вихрастого мальчишки. Сразу замечаю, как меняется его лицо. Оно становится строже, серьезнее, взрослее как-то. А глаза светлеют. Вот оно – прикосновение. Ведь не рука коснулась старой ржавой гранаты, а душа: юная, доверчивая, детская...

И посыпались вопросы:

- А почему она не разорвалась? А сколько она весит? А где чека?

- Ты много знаешь. Молодец. Вес гранаты почувствуй сам. Не разорвалась? Так всякое было на фронте. Ведь ты смотришь открытую экспозицию «Место боя как исторический памятник». Ее собрали такие же ребята, как ты. Экспонат за экспонатом, год за годом. Приходи в музей чаще, и ты на многие вопросы найдешь здесь ответы.

Задумался мальчишка, поднял глаза выше, увидел бюст нашего земляка – партизана Сибиль Сергея Дмитриевича, рядом картина, запечатлевшая момент подвига героя. Он взрывает себя вместе с фашистами, ворвавшимися на явочную квартиру.

- Вот у него разорвалась, он погиб, но погибли и фашисты. Мы живем в мирное время, благодаря таким героям как Василий Дмитриевич.

Мне больше не пришлось убеждать мальчишку, а к концу учебного года он был награжден за лучшую краеведческую находку. Можно было бы назвать фамилию мальчишки, но не обязательно. Это типичный случай. Кого-то увлекли лапти, старинные кувшины, самовары, кого-то спортивные кубки, коллекции игрушек, подарков выпускников, кто-то с трепетом рассматривал старые фото, альбомы-расладушки, которых очень много в музее и все они разные, интересные, рассказывают о судьбах людей, об истории школы, колхоза, об истории образования родного села Пешково, сел района... Разве все перечислишь! Одних только грамот, заработанных школой в последней четверти ХХ века более восьмисот! Из них половина за туристско-краеведческую работу. Есть чему гордиться педагогическому коллективу, есть чему гордиться и выпускникам школы. Ведь недаром воспитательная концепция школы многие годы звучала так: «От личности сельского школьника – к гражданину и патриоту России».

Школьный краеведческий музей стал самобытным, ярким центром воспитательной работы в школе. Активные формы его деятельности, богатые информационные материалы музея, практическая поисковая работа привлекает к себе внимание детей и педагогов района, области. Доказательством этому служит Книга отзывов, в которой уже более пятисот записей.

Необычный экспонат

Первая Книга отзывов быстро закончилась. И музей пополнился еще одним экспонатом – хранителем впечатлений посещения школьного музея за 16 лет. А интересных запоминающихся записей в Книге немало. Практически в каждой отмечается глубокое содержание экспозиций, эстетическое оформление, наличие редких экспонатов, эрудированность экскурсоводов.

Музей посещали самые разные делегации: взрослых и детей, спортсменов и педагогов, ветеранов войны и труда, очень много участников различных семинаров: инспекторов, районных отделов образования, военных руководителей, преподавателей ОБЖ, работников областного института повышения квалификации учителей, резерв руководящих кадров, директоров школ, библиотекарей района, членов Лиги детской прессы и др.

А вот записи, которые составляют особую гордость музея. Это делегации зарубежных гостей: США, Германии, Болгарии... Они пишут, что «человек, посетивший такой содержательный школьный музей, не может остаться не взволнованным». «Чудесный», «прекрасный» музей, «радушный прием», «вы нам очень нравитесь», «спасибо за титаническую работу и доставление удовольствия»... Такие эпитеты встречаются чуть ли не в каждой записи.

А вот трогательные слова внука ветерана войны Бейсова Ивана Васильевича: «Горжусь тем, что материал о моем дедушке хранится в этом музее. Я выражаю огромную благодарность всем тем, кто по крупицам создавал этот прекрасный и нужный для нас краеведческий музей...» Эти слова имеют особую ценность, ведь Ивана Васильевича уже нет с нами, но память о нём жива. Многие годы он входил в состав Совета Музея, принимал самое активное участие в патриотическом воспитании школьников.

Есть записи, которые также, как и все предыдущие, написаны «с трепетом и совершенно искренне», но добавляются еще чувством «белой» зависти – «у нас, увы, такого музея нет»... А подписи самые разные. Это и учителя и ученики средней школы №104 города Ростова-на-Дону, ветераны ВОВ села Самарское, спортсмены – учащиеся Кулешовских средних школ №16 и №17 и др.

Приятно читать записи тех, чьи судьбы были тесно связаны когда-то с Пешковской школой. Через 37 лет впервые посетил бывший директор школы Давлятшин А.Н., которого взволновала встреча с учителями и учащимися, а музей – «результат огромного труда и поисков школьного коллектива» – просто восхитил его. Аман Нигматович – фронтовик, писатель, педагог – подарил музею свою книгу «Под полонез Огинского».

«Сердечно благодарен вам за память, любовь к родному селу, родной школе, искренне рад, что дело, начатое первыми краеведами нашей школы передается в надежные руки молодых пешковчан. Память – это частица истинного россиянина, настоящего жителя Тихого Дона!» – писал один из основателей музея, первый его руководитель – Николай Францевич Дик. Он частый гость школы, всегда щедро делится ценными подарками: фотографиями, альбомами, памятными предметами... И сейчас его всё так же волнуют проблемы сельской школы. Это человек с беспокойным сердцем, с высоким педагогическим и литературным даром, с изысканным эстетическим вкусом. Краеведы школы благодарны Николаю Францевичу и всегда ждут встречи с ним.

Сердечное спасибо краеведам «за память о тех, кто защитил Мир и дал возможность жить, трудиться и учиться нам под чистым небом», – передает поэт Приазовья Владимир Олифиренко.

А какая география записей! Ростов, Азов, Чалтырь, Неклиновка, Таганрог, Пермь, а также Азовский район: Кулешовка, Семибалки, Самарское и другие регионы. А главные посетители – пешковчане. Ведь именно для них оформлен и действует музей, основа которого история родного села, родного края. Так, ознакомившись только с одним экспонатом, мы очень глубоко можем узнать историю музея и его активную полноценную жизнь хранителя памяти.

Создание музея – веление времени

За время своего существования музей пережил немало изменений в своем оформлении, в содержании работы, в руководстве и самоуправлении. Всё это происходило в соответствии с изменении в государстве: от СССР к России, от Советского правительства к демократическому парламенту, от генерального секретаря к президенту... Неизменными остались судьбы людей, их боевые и трудовые подвиги, высокие моральные качества, отношение к общечеловеческим ценностям: к Земле, к матери, к Родине – все то, что ценилось во все времена.

Музей Боевой и Трудовой Славы был открыт 8 мая 1985 года, а с 1988 года изменил свой статус и стал краеведческим. То, что музей открылся, заслуга многих людей: бывшего председателя колхоза «Заветы Ильича» – В.И. Богославского, секретаря парткома А.И. Калмыкова. Они оплачивали заказ. С художником-оформителем сотрудничать пришлось мне и организатору внеклассной работы, учителю истории Н.Ф. Дик. Он же и возглавлял музей первые три года. Но вот уже более тридцати лет музей стал важной частью моей жизни и моей гордостью.

Общее руководство оформлением музея осуществляла бывший директор школы, «Заслуженный учитель школ РФ» З.С. Москаленко. Филолог и историк по образованию, она по призванию – Педагог. Зинаида Сергеевна понимала, что для того, чтобы воспитать честных и мужественных, трудолюбивых и настойчивых, чутких и отзывчивых людей далеко недостаточно одних требований и нравоучительных бесед. Школьникам надо дать интересное и увлекательное дело, которое занимая, в то же время расширяет их кругозор, дисциплинирует и способствует воспитанию активных и сознательных граждан нашей Родины.

Именно поэтому мы всегда находили с директором общий язык при организации походов, туристических поездок, школьных финалов военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок». Поддержку я чувствовала и при  оформлении и реставрации музея. Вместе мы делали нужное, полезное и увлекательное дело.

Сейчас Зинаида Сергеевна на заслуженном отдыхе. О ней есть немало материалов в музее, краеведы ведут экскурсию под названием «Учитель учителей». Есть и исследовательская работа с таким названием, посвященная З.С. Москаленко – Педагогу и Человеку, которая на региональном уровне стала победителем.

Музей для ребят стал познанием «нового о старом», познанием людей и себя. В музее краеведы учатся общаться с людьми, учатся беречь музейные фонды и добывать новые. Краеведы точно знают, чтобы любить родной край, нужно его знать.

Пройдут года,

Мы станем стариками,

Падёт на лоб седая прядь,

Но будем мы дрожащими руками

Страницы жизни прожитой листать…

Это девиз нашего школьного музея «К истокам», который был, и я уверена будет, ещё многие годы хранителем истории…

Контакты

346760, Ростовская область, Азовский район, село Пешково, пер. Октябрьский 13


8(86342)3-01-35


pesh2007@yandex.ru